Бережливая Гаврилиада – или – 16 стульев для Lean-овца

Посвящение консультантам по внедрению Lean как Бережливого Производства
Елена Маркушина

15 ФЕВ / 2019

Благодарю моего партнёра по поэтическому фехтованию

док. физ.-мат. наук, профессора СПбГУ В. Б. Меласа за поток.


Вводные: Бережливое производство не равно Lean

Бережливая Гаврилиада – или – 16 стульев для линовца
Бережливая Гаврилиада – или – 16 стульев для «бережливого» Гаврилы

1


Гаврила был примерным мужем.

И щедрым, что там говорить,

Пока под поводом досужим

Не захотел он Lean внедрить.


2


«Страдал Гаврила от гангрены»[1]

Пока, гуляя по цехам,

Он видел, как «плохие гены»[2]

Тут производят всякий хлам.


3


Гаврила не был атеистом

Он верил вот уж тридцать лет[3]

Сначала в американизмы,

Теперь в японский менеджмéнт.


4


Гаврила резал правду-матку,

Мол, «мы плетёмся не туда»,

Взывал вложиться без остатка

В производительность труда.


5


Хоть был «пожарником»[4] Гаврила -

Мог подпалить для дела лес.

Так что финдир его молила:

«Начни без пафоса – с 5S».


6


Позвал Гаврила консультантов,

Но их моделей громадьё

Его вернуло из гештальтов

С одним лишь возгласом: «Adieu!»


7


Гаврила был неверным другом.

[Нет, не так — с выражением]

...

Гаврила. Был. Неверным. Другом.

Он консультантам изменял,

Страдал тойотовским недугом,

И сётю[5] водкой разбавлял.


8


Гаврила. Был. Не чужд. Гордыни,

Мол, «Колобок»[6] – он сам с усам,

или

Не верил пышным словесам,

[как вам больше нравится]

Но перед дядьками седыми

Терял способность думать сам.


9


Хоть был Гаврила патриотом,

О НОТе[7] с Родовым[8] не знал

и покрывался липким потом,

Когда он Вумека читал.


10


Ориентация Гаврилы

Смущала мáркетинг порой.

Клиенты тоже говорили,

Что Lean какой-то не такой[9].


11


Гаврила был хорошим СЕО,

Пока (заранее пардон)

Не стал рабочий то и дело

Гаврилу «дёргать за андон»[10].


12


Не знал Гаврила, что ответить,

Не вспомнив план и чью-то мать.

Стал бусы красным цветом метить[11],

На картах Шухарта гадать.


13


С людьми Гаврила был суровым,

Кайдзèн внедрял стальной рукой.

Он сам хотел быть бирюзовым,

Но делал всё как голубой.


14


Гаврила крепкий был детина.

Импрувмент[12] гордо презирал.

Без ЦСЦ[13], без JIT и «лина»

Всё сберегал и сберегал.


15


Ходил Гаврила модным франтом,

И страсть свою не погасив,

В итоге стал он консультантом,

На гембу полностью забив.


16


Гаврила не был «слишком узким»[14].

Гаврила славным парнем был,

Но что есть «настоящий русский»

Он окончательно забыл.




1. И. Ильф и Е. Петров «12 стульев».

2. Имеется в виду известная реплика К. А. Собчак: «Все мы (россияне) – генетический мусор».

3. Отсчёт от 1989 года с его началом падения экономики, парадом суверенитетов и 150-тысячным митингом оппозиции в Москве на стадионе Лужники 21 мая.

4. Имеется в виду стиль управления «Тушение Пожаров».

5. Сётю - японская водка («жжёное вино») чаще всего крепостью 25°.

6. Русская народная сказка-код, содержащая предостережение.

7. Русская школа Научной Организации Труда (НОТ).

8. Русская Toyota. и наследие А. С. Родова.

9. Имеется виду искажённое толкование Lean как вида производства (бережливого, в отличие от расточительного), а не как метода (комплекса мер) ориентации производства на клиента.

10. Шнур для остановки производственной линии.

11. Игра Деминга «Красные бусы».

12. Импрувмент – управление изменениями, нацеленное на развитие.

13. Цепочка Создания Ценности.

14. Имеется в виду понятие «узкое место», встречающееся в т. ч. в Теории Ограничений.

P.S. «Стулья» в этом «гарнитуре» (всего их два раза по 12) можно расставлять в любом порядке. Другие 8 стульев в ремонте. У одного из них седушка перетянула дорогой итальянской тканью:


Gabriele era masochista.

Per pagamento più, direi.

E quando lui ISO ha visto

É andato proprio da lei.


Обращаю внимание коллег, со мной не знакомых лично:


Данные строки сложились в 2013 году в результате общения с представителями двух сторон борьбы за эффективность под флагом Lean, то есть, как с внедренцами-консультантами, так и с руководителями предприятий. С позволения сказать «поэма» не содержит моего собственного отношения к какой-либо из сторон и не ставит целью кого-либо задеть. Я представляю третью сторону – SbA, мои коллеги – директора по оргразвитию. Мы знаем, что «всё несколько сложнее», и судить причастных может только совокупный отчёт о результатах деятельности компании. Перенос публикации из закрытого доступа в открытый сделан по просьбе коллег по проф. сообществу Kinsmark.

Философия смеха и карнавала. М.М. Бахтин

Вдохновили меня стихи о Гавриле Ильфа и Петрова.


К вопросу Александра Вагенлейтера о том, кто есть настоящий русский, в дополнение к сказанному в комментарии цитата:

"Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, ... значит стать братом всех людей, всечеловеком... О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей... И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону! Знаю, слишком знаю, что слова мои могут показаться восторженными, преувеличенными и фантастическими. Пусть, но я не раскаиваюсь, что их высказал. Этому надлежало быть высказанным, но особенно теперь, в минуту торжества нашего, в минуту чествования нашего великого гения, эту именно идею в художественной силе своей воплощавшего. Да и высказывалась уже эта мысль не раз, я ничуть не новое говорю. Главное, все это покажется самонадеянным: "это нам-то, дескать, нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в человечестве высказать новое слово?" Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено".


Из доклада Достоевского о Пушкине, произнесённого 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности (видео).

Читать статью на блоге