Судьба инженера: Королёв, Гагарин, Синильщиков и другие соратники Геральда Никулина

Елена Маркушина
12 АПРЕЛЯ / 2024
– Дядя Алик, а за что вам дали Госпремию?
– Да как тебе сказать, – улыбается мне высокий импозантный мужчина. – Ты же сама в Военмехе учишься, должна понимать. Расскажу как-нибудь, но не сегодня.
Это для меня он был «дядя Алик», а для коллег и знакомых – Геральд Николаевич Никулин: выдающийся инженер; лауреат Государственной премии СССР; кандидат технических наук; один из первых и старейших сотрудников ленинградского ЦКБ специального машиностроения – смежника подмосковного Опытного КБ Сергея Павловича Королева; коллега и однокашник известных российских космонавтов; писатель-мемуарист и основатель инженерной образовательной династии, к которой я имею честь принадлежать.
Судьба инженера Геральда Никулина
Спустя 30 лет, в течение которых мы с Геральдом Николаевичем не виделись (связь поддерживала моя мама), он ответил на тогдашний мой вопрос замечательной девушке. Сегодня, в 2024-м, Илоне Мурашкиной 27, а тогда она училась в восьмом классе кисловодской школы №14. Мне особенно приятно подчеркнуть важность таких школьных инициатив, поскольку моя вторая династийная ветка – педагогическая. Вот, что в 2009-м Илона Сергеевна написала в аннотации к своей работе.
«В рамках проекта "Замечательные люди, которые закончили нашу школу", я обратила внимание, что в числе бывших учеников в архиве значится Геральд Николаевич Никулин, ныне лауреат Государственной премии СССР, изобретатель, обладатель правительственных наград и сорока авторских свидетельств. Это меня заинтересовало, и мне удалось с ним встретиться. Рассказ о его жизни, работе и научных изысканиях легли в основу этой работы».
Сегодня портрет ракетостроителя Никулина весит в галерее почёта на втором этаже главного корпуса нашей альма-матер. ВОЕНМЕХ (Ленинградский Механический Институт им. маршала Д.Ф. Устинова, ныне Балтийский Государственный Технический Университет) чтит его вклад в создание ракетно-ядерного щита страны. Благодаря Интернету и работе Николая Близнюка из «Ставропольской Правды» мы, как говорится, из первых уст можем узнать много интересного из истории российской инженерной школы и космонавтики.

«Поехали!»

Пока известные голоса пытаются убедить плохо информированную публику в том, что Королёв не придумывал ракету Р-7, а украл немецкую Фау-2, мы обратимся к документам и свидетельствам. Вот как Геральд Николаевич комментирует одну фотографию из личного архива.
Будущие создатели советского ракетного щита и пилотируемой космонавтики во время секретной миссии в поверженной Германии в 1945 году. С.П. Королёв первый слева. Есть на этой фотографии и предатель Родины Григорий Токаев, сбежавший в 1947 году к англичанам...
На этой фотографии первый слева – Сергей Павлович Королев, третий – Борис Евсеевич Черток, друг Королева, один из его ближайших помощников (академик Черток скончался 12.12.2011, не дожив двух месяцев до столетия). Справа от него – Евгений Васильевич Синильщиков, под чьим непосредственным руководством мне довелось работать. Синильщиков и Королёв познакомились именно во время этой экспедиции в Берлине. Многие подробности из жизни Королева мне известны из рассказов Синильщикова.

Именно Евгений Васильевич Синильщиков рассказал Никулину подробности ареста Сергея Королёва.

– В 1932 году Королев стал руководителем «группы изучения реактивного движения» (ГИРД). При поддержке маршала Тухачевского ему удалось «пробить» финансирование работ ГИРД, но затем за связь с расстрелянным маршалом он был арестован и оказался на Колыме. Спас его авиаконструктор Туполев. Когда в начале войны потребовалось создать бомбардировщик специального назначения. Туполев знал Королева как талантливого конструктора и включил его в список специалистов, необходимых для выполнения этого задания.

... Однажды американцы, которым удалось захватить около ста немецких ФАУ-2, пригласили советских генералов посмотреть на пуск ракеты. После этой демонстрации министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов собрал военных, инженеров и сообщил, что Верховный главнокомандующий потребовал через год осуществить подобный пуск нашей ракеты. Все молчали: американцы-то использовали готовые ФАУ-2, в их руках была вся документация, и даже главный конструктор немецких ракет с ними сотрудничал, а советским инженерам достались только крохи информации. И тогда Королев заявил, что берется выполнить это задание.

... Устинов частенько звонил в Германию Е. Синильщикову и спрашивал: как там Королев? И всякий раз получал в высшей степени лестный отзыв. Он уже знал о плодотворной работе Королева в «шарашках» Туполева и Глушко и вскоре назначил Сергея Павловича главным конструктором.

После командировки в Германию Королеву поручили на основе фашистской ФАУ-2 создать межконтинентальную баллистическую ракету, а Синильщикову – на основе немецкой зенитной ракеты «Вассерфаль» ракету противовоздушной обороны. В сентябре 1945 года в немецком Бляйхероде начал работать советско-германский институт «RABE» под руководством Бориса Чертока.

Только очень далёкий от инженерного дела человек назовёт «разработку на основе» кражей, он вряд ли станет сравнивать несравнимые Фау-2 и Р-7.
Юрий Алексеевич Гагарин. Фото из личного архива Геральда Никулина
После окончания ленинградского ВОЕНМЕХа в 1956-м Геральд Николаевич пришёл работать в знаменитое «Конструкторское бюро специального машиностроения» (КБСМ), где создавались ракетно-стартовые комплексы (СК).

Мы тесно взаимодействовали с расположенным под Москвой Опытным конструкторским бюро (ОКБ-1), которое возглавлял Сергей Королев. Так, наши предприятия разработали подземный СК для межконтинентальной баллистической ракеты, защищенный от ядерного воздействия противника. Сотрудничали и по космической тематике, в частности, при создании СК для ракеты, предназначенной для полета на Луну.

В 1961-м Геральду Никулину довелось работать на Байконуре. Военная тематика, секретность, изоляция от других команд о скором старте пилотируемой ракеты Королёва он знал, но о полёте Гагарина услышал уже по возвращению в Ленинград.

Я только прилетел с Байконура и утром пришел на работу... Вообще-то я расчётчик, а тут зашёл по делам к прибористам. Вдруг в лаборатории включился динамик радио, и диктор зачитал сообщение ТАСС. И сразу: «Ура!. Все бросились поздравлять, обнимать друг друга, стали звонить друзьям и знакомым.

А с Юрием Гагариным инженер-ракетчик Никулин встретился в 1968 году. Это было незадолго до гибели первого космонавта планеты. Подробности встречи и гибели экипажа Гагарина вы найдёте в заметке Николая Близнюка.

Я же хочу поближе познакомить вас с Геральдом Николаевичем.

Продолжение статьи на Дзене >>
Однокашники: Геральд Никулин (справа), его сестра Лиля Никулина и космонавт Г.М. Гречко.