В «Вертикали» я была комиссаром и с тех пор прониклась глубоким уважением к мастерам. Когда сегодня мне приходится пояснять разницу между консультантом по управлению и штатным директором по развитию компании, я вспоминаю вопрос армянскому радио: «Чем отличается мастер от комиссара? Мастер говорит "делай как я", а комиссар – "делай как я сказал"». Консультанты – они комиссары.
В моём личном деле была запись о том, что в бытность комсоргом школы я работала с трудными подростками, не прибегая к помощи Комиссии по делам несовершеннолетних. Сыграла ли эта запись какую-то роль, я не знаю, но нескольких ребят к нам определили. Скорее всего, это было совпадение: мы хотели сделать отряд не из кисейных барышень – нам с этим помогли. Да и барышни «Вертикали» были не против. «Трудные подростки» оказались отличными парнями, они поражали исполнением тогда ещё мало кому известного танца «брейк-данс».
После самостийных выступлений наших танцоров в стрежевском лагере, меня вызвали в штабной вагончик и приказали «прекратить безобразие». Среди местных жителей есть те, кто служили в Афганистане, а мы тут (готовы?)... фашистские танцы танцуем. Это сейчас об этом смешно вспоминать, а тогда на моё «нет» мне пригрозили неприятностями и исключением из Комсомола. Заметив вскоре, что это не действует, стали срезать очки отряду. И тут «крыша дала течь».
Вместо меня «слушаюсь» сказал наш командир – назначенец бюро ВЛКСМ (друзьями мы не были, просто товарищами на задании). Танцы прекратились. Респект к командиру у всего отряда улетучился. Благодаря мастеру, ударному труду и «высокой культуре быта» мы добились отличных результатов, но не победили.
В день отвальной я впервые выпила лишнего (много лишнего) и в таком состоянии поспорила с командиром соседнего, тоже питерского, отряда и всеми его архаровцами, что таких командиров у меня больше не будет, что в следующем году мы втроём (с Гошей и Сашей) сделаем лучший отряд в Ленинграде и заберём путевку на БАМ. А слабаки, мол, пусть опять в Стрижи едут...
Вскипятив воду двумя бритвенными лезвиями «Нева», соседи предложили чаю, солидарно повздыхали и не очень уверенно пожелали удачи.