Слышишь, память стучит «БАМ!»

Страница из истории технологии PUZZLE-проектирования команд и движения Студенческих Строительных Отрядов в СССР
Елена Маркушина

9.11.2009 + 9.11.2023

Несколько дней назад я неожиданно получила сообщение от старого друга. Лет 15 мы не виделись, но бурную молодость никогда не забывали. Артем предложил собраться. Нет, не группой, не общаговским этажом и не факультетом. Он предложил собраться нашим ССО (студенческим строительным отрядом), тем самым, который «навел шороху» на БАМе в 1987 году.
Елена Маркушина к празднику российских ССО
Идея эта мне сначала активно не понравилась. Тем более, что фотографии (целый альбом) пропали в переездах. Сборищ разного рода я не любитель, да и слова Артема «столько вспоминается!! лучше, похоже, нам уже нигде не будет...» не порадовали. И было лучше, и будет, возможно не у всех. Но мысль Артёма была искренняя и правдивая: нам действительно было очень очень очень круто... Всем.

Пока из статьи о puzzle-проектировании идеальных команд я выковыривала и пересылала Артёму фото с рабочего бамовского перекура, мне трижды комиссару с обвешенной значками и нашивками бойцовкой, гвардейцу ХХII пятилетки и т.д. и т.п. пришлось кое-что вспомнить.
Студенты ССО «Вертикаль» Ленинградского Механического Института (Военмех) перед отъездом в Карелию. Ленинград, 1984 г.
Традиционный Новый год. Отмечается в ночь с 31 июля на 1 августа. «Вертикаль», Карелия, 1984 г.
Обеденный перерыв на рабочей площадке
Отрядная стенгазета
На базе отряда я провела эксперимент, который готовился с первого курса. Позже, после появления в России книги Питера Сенге, такие организации станут называть сморазвивающимися, появится лидерство, общий и кадровый менеджмент. В моём случае можно сказать, что сначала родилась методика PUZZLE-проектирования команд (родилась в теории), а уже потом у неё появился счастливый ребенок обреченный на успех ССО «Экипаж» (см. сноску) Ленинградского ордена Ленина и ордена Красного Знамени Механического института им. Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова.

Помню, как студенты из других групп и факультетов ловили меня на выходе из поточных аудиторий. «Ты комиссар Экипажа? Можно к вам записаться?». Меня караулили в Розовом Зале (в каждом ВУЗе есть своя «священная поляна»), передавали записки через Гошу Кравцова и Сашу Чумака (родня по студенческой молодости с факультета А). В то время, как другие сколачивали группы, чтобы просто шабашить, мы проводили жёсткий отбор, подбирая ребят с другой мотивацией. Анкета на вступление представляла собой толстую тетрадь в 96 листов, её заполняли по очереди. Многие кряхтели, но, возвращая, говорили: «Классные вопросы! Я с вами».
«Вертикаль» ближняя. Карелия, 1984 г.
Палаточный город в Стрежевом
Вход в лагерь в Стрежевом
Моя бойцовка
ЭКИПАЖ был моим 4-м отрядом, вторым супер-дальним (после Стрежевого в Томской области) и первым полностью моим в том смысле, что командира комсомольские вожди на этот раз советовали, а не назначали. Наша кампания из пяти пацанов и одной девчонки (Гоша-Саша-Лена, Шамиль, Рамиль и Димка) решила сделать отряд самостоятельно. Собственно, решила я годом раньше, приняв близко к сердцу проигрыш моей родной «Вертикали» Казанскому Авиационному Институту в посёлке Стрежевой Томской области.

Сколько в этом гигантском лагере было отрядов? Сорок, пятьдесят? Точно не помню, палаточный лагерь находился вблизи болот за чертой города.
Город Стрежевой, Томская обл.. Снимок со страницы города в аК
Байкало-Амурская Магистраль. Источник сайт города Туапсе
Посёлок Витим на карте
MAGURUS – царь Тайги
Институтский комитет ВЛКСМ решил усложнить мне задачу и «аккредитовал» в отряде трудных подростков. Я взяла их в «Вертикаль» с радостью, так как они были отличными ребятами и, кроме прочего, фантастически исполняли тогда ещё мало кому известный танец брейк-данс.

После самостийных выступлений этих орлов в стрежевском лагере, меня вызвали в штаб и приказали «прекратить безобразие». Среди местных, якобы, есть те, кто служил в Афганистане, а мы тут (готовы?)... фашистские танцы танцуем. Это сейчас об этом смешно вспоминать, а тогда на мое «нет» мне пригрозили неприятностями и исключением из Комсомола. Заметив, что и это не проходит, стали срезать очки отряду. И тут «крыша дала течь». Вместо меня «слушаюсь» сказал наш командир (назначенный, как полагалось, сверху). Танцы прекратились. Респект к командиру у всего отряда улетучился. Но и без этого мы добились выдающихся результатов. Интересно, гордится ли кэп сегодня полученным тогда орденом Трудового Красного Знамени?..

В общем, казанцам и кому-то еще ССО «Вертикаль» в тот год проиграл. В день отвальной я выпила лишнего (много лишнего) и в таком состоянии поспорила с командиром соседнего отряда (а также с мастером и всеми его архаровцами), что никаких гнилых командиров у меня больше в студенческом строительном отряде не будет, что в следующем году мы втроем (с моими любимыми Гошей и Сашей) сделаем лучший отряд в Ленинграде и заберем путевку на БАМ, а слабаки пусть опять в Стрижи едут...))

Утро было тяжелым... Кто-то в соседней палатке бренчал на гитаре на мотив «Вот кто-то с горочки спустился» старую стрежевскую «Без денег дохнет все живое и превращается в песок, а я уеду в Стрежевое и заработаю кусок». Заслышав это правдивое по звучанию и смыслу крещендо, я поняла, что отряд сделаю по-лю-бо-му. «Дельце-то плёвое». Но оно имело одно большое «но».

Военмех (наша alma mater) относился не только к Министерству Высшего Образования, но и к Министерству Обороны, поэтому в некоторые географические зоны СССР доступ нам был запрещен. На БАМ военмеховцы не могли поехать в принципе.
Но это означало, что Сергею Прохорову (в те годы он был городской комсомольский начальник) уйдет проспоренный в ту сибирскую ночь ящик шампанского? Ну уж нет! Был только один способ получить БАМ взять первые места на всех предварительных этапах. Что мы и сделали... . В помощь нам были энтузиазм, мой опыт игр КВН и бесценное участие нового командира.
Сергей Прохоров, Ленинград
Годом позже все подобающие победителям фенечки (грамоты, значки и ленты «Строитель БАМа») уже за победу над всеми БАМ-овскими отрядами бойцы ССО «Экипаж» получали на сцене ДК города Корчагин (тогда его только планировали отстроить на месте посёлка Северомуйск). И на этот раз командир не оплошал. Мы говорили тогда: «Шамиль Фалахов лучший татарин всех времен и народов»...

За полтора месяца до этой победы (еще в Ленинграде) мы уже считали себя победителями. Мы не ждали от судьбы ничего, кроме самой путёвки на БАМ и новых открытий, ведь о Сибири мы не имели ни малейшего представления...
Литовец, белорус, русская, украинец и двое татар
В окружении друзей-квартирьеров прихожу в себя после рейса Ленинград – Улан-Удэ
На этом месте нужно поставить лагерь. Вопрос – как
На глубине лопаты уже мерзлота.
Четверо парней и я прилетели на место раньше на неделю. Нам предстояло построить лагерь на сорок душ у посёлка Витим, что в 464 км от Северобайкальска. От Ленинграда на ТУ-154 летели до Улан-Удэ через Новосибирск, потом на ИЛе до Усть-Баргузина, затем Северомуйск. Несколько дней мы провели в Токсимо забирали палатки, кастрюльки, наволочки, топоры а потом поехали на Витим на Магирусах (кто плавал, тот поймет в чём прелесть такой поездки)... Стоит посёлок на одноимённой реке, которая известна любителям русской литературы под названием Угрюм-Река.
В автобусе. Утро, по дороге на работу досыпаем на ходу
Перекур на баластной призме (перегон Окусикан-Чара)
Пустая площадка размером со стадион выглядела пугающе. На земле днем доходило до +40, а на вершинах Северомуйского хребта лежал снег.

Мы работали как проклятые, питались просто, совершенно обожали друг друга. Мало что изменилось после приезда Шамиля с отрядом. Болгары (нам их дали в нагрузку 11 человек) потом часто вспоминали эти времена на родине и гордились тем, что строили русский БАМ.

Так вот, пока по волнам моей памяти проплывали родные имена и лица, я подумала, как была несправедлива в своём несогласии с Артёмом. Для меня это был первый успешный проект в профессиональном багаже, а кто-то получил тогда, возможно, единственный в своей жизни опыт настоящего бескомпромиссного лидерства, чистоты отношений, подлинной дружбы и взаимовыручки (без «ты мне я тебе»). Кто-то тогда заработал свои первые деньги, а кто-то первую 1000 рублей (читай, миллион). Наш штабной коллектив был един, мудр, честен и талантлив. Но мы этого не осознавали, для нас то, как и что мы делали, было лишено всякого подвига и всякого усилия. Мы не пьянствовали, не ссорились, не искали бОльших денег, уважали местные порядки. Просто работали и зажигали так, что молва дошла до Улан-Удэ и Северобайкальска...
Крещение (посвящение в бойцы новобранцев)
Позирую с флагом ф/к «Зенит»
Бойцы «Экипажа» скорее многих понимают суть термина «Скрытые знания»
Саша Чумак - важный элемент комиссарской Троицы
Мы жили и работали, как дышали, не допуская мысли, что возможно как-то иначе. Это понимали даже местные. Они не приходили нас бить, как наших предшественников, а напротив помогали.

На Витиме нет земли. Там даже картошка была привозная, из Китая. На песке местные жители умудрялись что-то выращивать в короткое сибирское лето. Я помню пацаненка, который мне (поварихе) принес букетик петрушки, сорванный на домашнем огороде. Это была самая дорогая петрушка, какую мне когда-либо приходилось есть... На наш новогодний вечер (ночь с 31 июля на 1 августа) другие ребятишки принесли нам украшения для елки. За сруб ели без разрешения местные власти нам устроили нагоняй, но потом всё равно пригласили желающих в местную баню. Такие вот мы получали «комплименты»...
Новый год на БАМе, 31.07-01.08.1987
Наш брейк-данс везде, где дают танцевать
Провожаем домой болгар
Отъезд
Я счастлива тем, что мой ранний профессиональный опыт стал поводом для теплых воспоминаний, полных самой светлой признательности. И если чего/кого и жаль, то лишь тех, у кого не было даже одного малюсенького случая, издали напоминающего подобное.

Всегда интересуюсь школьно-студенческим опытом руководителей предприятий-клиентов. Этап инициации в процессе становления личности ключевой. Если памяти не на что опереться, то никакие книжки или курсы MBA не смогут заместить пробела. Для экономики и развития страны важно, чтобы среди действующих лиц, принимающих решения, не было слишком много тех, кто просто не вырос.
Бойцы ССО "Экипаж"
Стройотряд «ЭКИПАЖ» Ленинградского Механического Института (Военмех) в посёлке Витим, зона Байкало-Амурской Магистрали, август 1987 г.
Артамонов Олег, Блинников Алексей, Горюнов Павел (Белый), Грибов Денис, Даянов Рамиль, Жигунов Жан, Иванова Татьяна, Ильин Дмитрий, Кравченко Илья (Кабан), Кравцов Игорь (комиссар от фак-та А, Отец Родной), Литвинцева Татьяна, Маркушина Елена, Машанова Елена, Михайлов Артём, Максимов Эрик, Огородникова Ольга, Орлов Геннадий, Орлов Олег, Орлов Антон, Пармёнов Владимир, Рогозин Павел, Румянцев Алексей (Кэмэс), Рычков Сергей (Стрит), Смайлис Ричардас (Ричи), Смирнов Николай (Мастер), Фалахов Шамиль (Командир), Хлопушин Константин, Чумак Александр. Болгары: Тунчо, Дойко, Никола, Христо, Иво, Огнян и другие. Всего 41 чел.

Выделены имена бойцов, которых мы помним, но пока не можем разыскать. Курсивом уже ушедшие из жизни. Группа ССО «ЭКИПАЖ» находится в соцсети вК. Там можно связаться со мной или написать в Центр Управления Полётами проф. сообщества Kinsmark с пометкой «для Маркушиной».
P.S. 2023 г. Вполне допускаю, что кому-то из моих товарищей немного странно слышать слово «кейс» применительно к нашей общей юношеской памяти. Вроде как «над нами, оказывается, эксперимент проводили, а мы и не знали». Эксперимент и вправду был, но не над людьми, а над методами. Если бы кто-то сказал тогда, что в моём профессиональном багаже пример «Экипажа» останется на первом месте и через 36 лет, я бы не поверила. Однако никакой другой опыт командостроения не был столь же ёмким, столь же успешным и показательным. В нём есть всё, вплоть до таких материй, которые преподают только сотрудникам сил спецопераций или в МГУ на специальности «информационный спецназ».
Для того чтобы рассорить двух братьев, совсем не обязательно вливать им открыто в уши какую-то ложь? Достаточно ласковым шёпотом задать вопросы, которые человеку самому бы просто не пришли в голову. А посеянное сомнение вырастает в направленную убеждённость. Беда тем коллективам, которые не умеют распознавать своих штатных манипуляторов и провокаторов....
Кто-то скажет: «Всё это видится так лишь в лучах утраченной молодости. Трава никогда после не была зеленее, а деревья выше». Я бы даже согласилась с этим, будь «Экипаж» просто ярким пятном в стандартной биографии советского человека. Но это было не так. «Экипаж» делался по технологии. Как я уже писала выше, она к 1987-му году оформилась как гипотеза, но ей предшествовали долгие годы поиска ответов на вопросы:

  • почему тот коллектив, в который приходит мой отец (директор одного из центров школьного трудового воспитания в Севастополе), быстро расцветает, а с его переходом на другую работу увядает;
  • почему мой отряд в пионерском лагере «Ласпи» (Крым) стал первым в соревновании, ведь в других отрядах точно такие же ребята, а я обычная 12-летняя девочка;
  • почему трудные подростки в школе, где меня выбрали комсоргом против моей воли, по факту не были трудными, со мной не ссорились, а даже помогали;
  • почему моя Балаклавская школа № 33 стала победителем всех мыслимых соревнований в 1982 году (и не только по комсомольской линии), ведь мы ничего такого не делали и даже не напрягались;
  • почему, несмотря на конфликты с комсомольским начальством, у нас всегда была очередь на вход в школьную организацию ВЛКСМ;
  • почему, первые два стройотряда (куда я ездила бойцом) были замечательными, но не победоносными;
  • почему, совсем не будучи идейными, люди могут воплощать в жизнь прекрасные идеи лучше очень идейных, но назначенных этим заниматься;
  • и т.д.
Ответы на все эти вопросы накопились к 1986 году и мне не терпелось их проверить. Видимо, кто-то Сверху наблюдал за всем этим безобразием и решил, что предыдущие задачки дались мне слишком легко. Так в «Экипаж» было командировано 11 болгарских студентов (это к вопросу о применимости тех же методов в других культурах) и в последний момент произведена замена одного из ключевых бойцов штаба. Будь я тогда вооружена знаниями из социогеномики, а бы согласовала какую-нибудь другую кандидатуру. Но увы... Это сейчас я преподаю социогеномику и лидерство, владею системно-векторным психоанализом и забыла когда последний раз ошибалась в людях. Но всё это благодаря тому самому, пусть негативному, но такому ценному опыту, который настиг нас уже после возвращения домой...
Без нашей женской формулы не было бы «Экипажа»
Если бы не было Гоши Кравцова – не было бы «Экипажа»
Если бы не было Шамиля Фалахова – не было бы «Экипажа»
Если бы не наши 11 болгар, не было бы такого «Экипажа»
На одной из клубных TALKучек Kinsmark, посвященных HR-вопросам, одна едва знакомая участница сказала: «Всё, что появилось в арсенале управленцев после PUZZLE-проектирования команд на основе социогеномики это детский лепет». Соглашусь полностью. За прошедшие 36 лет, благодаря другим примерам и исследованиям, я убедилась, что в моём личном багаже именно «Экипаж» может претендовать на звание «Лучший кейс по командостроению».

Да и Международной Гильдии Лидеров Перемен Kinsmark.com не было бы без «Экипажа». Сама я просто работала бы директором по развитию в коммерческих структурах, возможно преподавала бы, моя трудовая книжка сегодня наверняка выглядела бы так же, но... Но только не было того вклада, который сообщество Kinsmark внесло в культуру управления в России благодаря ССО «Экипаж».